"Sandronic.Ru", ноябрь 2011 г.
Дорогие Друзья. Давно хотелось побеседовать с нашим сегодняшним гостем, а вернее гостьей. Но, лучше поздно, чем никогда. Некоторые мужчины, ошибочно считают, что у женщин полностью отсутствует логика и способность к аналитическому мышлению. Но поверьте, к нашей собеседнице, это не имеет никакого отношения. Давайте знакомиться.
Итак, встречайте. Светлана Лурье
Светлана Владимировна Лурье.
Родилась в Ленинграде 8 января 1961 года, этнопсихолог, специалист по внешней политике, востоковед, публицист, доктор культурологии, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Социологического института РАН (Санкт-Петербург)
Библиография работ Светланы Владимировны Лурье
Метаморфозы традиционного сознания. СПб, тип-фия им. Котлякова, 1994.
Историческая этнология. М., Аспект-пресс: 1987,1988. М.:Академический проект: 2004, 2005.
Психологическая антропология. М.: Академический проект. М.: 2003, 2004
Ереванская цивилизация (в соавторстве с А. Давтяном). В печати
Империя как судьба. В печати.
С.В. Лурье. «Обобщенный культурный сценарий и функционирование социокультурных систем» // Журнал социологии и социальной антропологии, 2010, № 2
Лурье С.В. «Дружба народов в СССР»: национальный проект или пример спонтанной межэтнической самоорганизации // Общественные науки и современность. 2011, № 4, 1,3 а.л., СС. 145 – 156.
Лурье С.В. Внешняя политика малых стран: геополитическая мифология Армении и Нагорно-Карабахской республики. Часть I. // Геополитика. Издание кафедры Социологии Международных отношений Социологического факультеты МГУ, 2011, Вып. VIII, 0,5 а.л., СС. 56 – 66.
Лурье С.В. Внешняя политика малых стран: геополитическая мифология Армении и Нагорно-Карабахской республики. Часть II. // Геополитика. Издание кафедры Социологии Международных отношений Социологического факультеты МГУ, 2011, Вып. X, 0,5 а.л., СС. 96 - 104.
Лурье С.В. Новые подходы к методологии изучения феномена империи. В сб. под ред. Г.А. Бордюгова, Исторические исследования в России-III. Пятнадцать лет спустя. М.: АИРО-XXI, 2011, 1,3 а.л., СС. 127-139.
Лурье С.В. Ереван как воплощение героического мифа. В. Сб.: Проблемы Кавказа. Нальчик: Издание Института гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН, 2011, 2 а.л., СС. 25 - 53 (В соавторстве с А. Давтяном).
Лурье С.В. В поисках новых форм самоидентификации городского населения (Методология «grounded theory» в практическом исследовании) // Общественные науки и современность. 2012, № 1, 1,7 а.л., СС. 87-104 (в печати).
Биография. Ну, кто расскажет о себе лучше, чем сам собеседник. Читал и если честно удивлялся. Ну, как можно успевать заниматься всем этим…
Я, Лурье Светлана Владимировна, родилась 8 января 1961и года, закончила факультет журналистики Ленинградского Государственного университета. Увлекалась как практической журналистикой, так и ее историей, приближаясь, таким образом, к социологической проблематике. Не имея специального образования и опыта работы в социологии, я решила проэкспериментировать и поучаствовать во Всесоюзном конкурсе исследовательских программ молодых социологов.
Какого же было мое удивление, когда я заняла первое место! По этой причине я была одной из первых принятых Б,М, Фирсовым в институт Социологии, стала членом Международной социологической организации, и по этой же причине уже на втором году моей работы в институте мне было предоставлено два года на написание моей первой монографии «Метаморфозы традиционного сознания». (СПб., 1994). В 1994 году я была победителем Международного конкурса молодых социологов при Всемирном социологическом конгрессе в Белифельде с работой о «Динамике русско-армянской контактной ситуации в Закавказье».
Это означало, что уже тогда наряду с социологией я занималась этнопсихологией и востоковедением, в частности много занималась теорией политологии в Армении, печатаясь в местных изданиях. В результате в 1996 году в Институте Востоковедения РАН я защитила кандидатскую диссертацию по историческим наукам «Российская и Британская империя на Среднем Востоке в конце XIX – начале ХХ века: идеология и практика», где с этнопсихологической точки зрения сравнила политику англичан в Индии и русских в Средней Азии и Закавказье».
В то время я увлеклась этнологией, много печаталась по этой тематике в академических журналах («Восток», «Общественные науки и современность») и сборниках по проблемам культуры цивилизации, издаваемых ИВ РАНом. В 1996 году институт «Открытое общество» пригласил меня написать обширное учебное пособие «Историческая этнология», которое затеи выдержало 4 издания (последнее в 2005 году) и где детально, со множеством исторических примеров изложена моя собственная теория этнологической науки.
На основе этой монографии в 1998 году я защитила докторскую диссертацию по культурологи "Теоретические основания этнопсихологических исследований истории культуры"
После защиты диссертации я несколько лет занималась непосредственно социологией, получив грант фонда Макартуров о современных межнациональных отношениях в России и исследовав такое необычайное явление как «дружба народов».
Решив довести свои занятия этнологией до логического конца, я написала объемное учебное пособие (имеющее гриф Миннауки) «Психологическая антропология» (М.: 2005), где подвела итоги развития зарубежной антропологии вплоть до начала XXI века.
Продолжая заниматься социологией и активно работая в СИ РАН, я много занималась проблемами внешней политики, печатаясь в журнале «Политический класс», основываясь во многом на том опыте теории и практики внешнеполитических отношений, которые в свое время приобрела в Армении и сумела применить к России и Европе.
Свое увлечение внешней политикой, этнопсихологией, империологией я перенесла в социологию и последние три года занимаюсь темой «Влияние формирующейся роли России во внешнеполитическом взаимодействии на ее внутриполитические сценарии межэтнических отношений». Одновременно я вновь перенесла свои интерес на академические журналы, такие как «Общественные науки и современность» и «Социология и социальная антропология».
Обо мне, и еще об очень многом интересном можно узнать на сайте svlourie.narod.ru в разделе «О себе»
- Светлана, здравствуйте! Прежде всего, хотелось бы поблагодарить Вас за согласие встретиться и побеседовать. Спасибо. Если Вы не против, то предлагаю нашу беседу начать с нескольких. как я люблю их назвать житейских вопросов.
Вы родились в Ленинграде. Это Город Вашего Детства. Каким он помнится?
Да, я родилась в Ленинграде на Васильевском острове. А росла в красивейшем доме на углу Таврической и Тверской, напротив Таврического сада – в доме, где была башня Вячеслава Иванова. Помню, как меня водили гулять к Таврическому дворцу, помню и сад. В ясли меня возили на 6-ом автобусе через весь Невский на бульвар Профсоюзов (ныне Конногвардейский).
В 5 лет меня по семейным обстоятельствам перевезли в новостройки, но все равно старались почаще вывозить в центр. Когда я чуть подросла, почти каждое воскресение меня отправляли на экскурсию по городу от Дома Ученых (мой отец был его членом). Так меня научили уважать Петербург. Во взрослом возрасте я сопровождала гостя на автобусную экскурсию по Санкт-Петербургу. Я взглянула на него иными глазами: я увидела роскошную имперскую столицу. Но мистика Петербурга, о которой так много говорят, меня никогда не прельщала. Я так и не смогла полюбить свой родной город, хотя, когда мне плохо, я вижу в нем какое-то убежище. Я полюбила всей душой, до фанатизма, совсем другой город – Ереван.
- К Еревану, этому волшебному городу, мы обязательно вернёмся, а пока не могу не попросить Вас рассказать о родителях и о том, как происходило Ваше детство. Что старались привить и от чего оградить?
Росла с бабушкой. Родители постоянно работали и учились, в том числе в дневной аспирантуре в Москве. Бабушка была довольно авторитарна, поэтому дома я старалась вести себя хорошо. Лучиком света была бабушкина сестра, которую я звала кока, хотя она не была моей крестной.
Воспитывали меня довольно обычно, ничего примечательного. Ни от чего специально не ограждали, от чего бы не ограждали всех детей, ни к чему специально не приучали, ничего особенного не прививали. Кроме вот упомянутых выше экскурсий по Питеру.
Школа. Друзья. Всё ведь закладывается в это время. Какой Вы были? Прилежной ученицей и послушным ребёнком, или как все дети позволяли себе скажем так, озорничать…
Училась неровно. По одним предметам двойки и тройки, по другим (гуманитарным) сплошные пятерки. Особенно в старших классах, когда я поняла, что мне надо сдавать в университет русский, французский и литературу. Целыми днями сама и с репетиторами занималась этими предметами. На математику просто плюнула, были сплошные двойки.
Я просто рассчитала, что аттестат мне в любом случае выдадут, не могут не выдать, я не состою на учете в детской комнате милиции, а иметь мне достаточно средний бал 3,8, который все равно округлят до 4, равно как и 4,25. Так зачем стараться.
Отношения с одноклассниками были сложные. Но как выяснилось на последующей встрече одноклассников, многое я сама усложняла. Мальчики как бы дергали понравившуюся девочку за косичку, а она обижалась. Но у меня всегда-всегда были, верные подруги и в целом мне было неплохо.
С 8 класса работала внештатным корреспонденткой в газете Лен. Обкома ВЛКСМ «Смена». Там меня действительно научили писать, я прошла жесткую школу журналистики, за что очень этой газете благодарна.
- Такое необычайное явление как «дружба народов». Понятно, что в рамках беседы не получится поговорить об этом явлении, и тем не менее. В чём же необычность этого явления?
Это специфическое выражение имперского комплекса русских, оказавшееся очень комфортным для других народов. Он возник стихийно, первоначально тон задумывался как советский проект борьбы с национализмом за счет уступок последнему, причем на уступки должны были идти русские.
Но потом, в процессе самоорганизации народов Российской империи (которая тогда существовала в личине СССР), создалась психологически комфортная для большинства народов система взаимосвязей, в которой русский народ оказался лидирующим, но не насильственно и явно а как харизматический лидер, который приносил в сценарий «дружба народов» идеальный смысл.
До тех пор пока приносил, пока сам его ощущал, империя держалась. Потом идеальная составляющая ослабла и империя перестала быть русским интересна. Но это очень ценный имперский опыт и если империя возродится, если хотя бы РФ станет нормальной империей, он безусловно регенерируется.
- Нормальная Империя. Какой она должна быть? И ещё один момент, как сделать её привлекательной, что бы государства захотели быть в её составе… Ведь при слове империя, сознание сразу же рисует картину насильственного её создания.
Нормальная империя это очень разнообразное пространство скрепленное одной идеей. В Российской империи это было Православие, в советской идеалогии, которую можно определить цитатой «…и на Марсе будут яблони цвести». И то, и другое – обязательно. К каждому народу нужен свой индивидуальный подход. В империи не может быть единой национальной политики. Сколько народов, сколько регионов – столько и политик. Каждая «имперская ситуация» уникальна. А общая миссия, актуальная или, как в Российской империи, отчасти потенциальная, скрепляет имперское целое.
Государства никогда не захотят быть в составе империи за исключением случая, если таким образом они спасаются от полного уничтожения. Ни в каком другом случае, сколь бы государства не были близки, в империю они не сольются, поскольку элиты не захотят отказываться от своего суверенитета. Яркий пример тому – нынешние проблемы в Евросоюзе. Хотеть объединиться могут народы. Народ может хотеть войти в состав империи, но в нынешней ситуации, когда все народы уже входят в какое-то государство, представить как это может реализовываться на практике, сложно. Каждый раз это может быть особый частный случай.
А что для этого нужно? Чтобы русские снова стали русскими, морально сильным, харизматическим народом, притягательным народом. Чтобы он мог задавать такого накала мессианские парадигмы, как те, о которых я говорила выше. И при этом опять стал достаточно гибким и, я бы сказала, добрым, чтобы каждую имперскую ситуацию рассматривать как индивидуальную, не чесать всех под одну гребенку, а не лениться иметь к каждому свой подход, вкладывать в имперское дело душу.
- Знаете, самое интересное, что все, ну или почти все знают что должно быть, но на мой взгляд главное не это. Вопрос, как это сделать? Ведь если по большому счёту, куда ни кинь, везде клин… И в продолжение вопроса, что на Ваш взгляд может спасти Россию, как государство?
Если бы я знала, как это сделать, я бы занималась политикой.
А спасти Россию как государство может только умелая и мудрая внешняя политика, поскольку на внутреннюю рассчитывать не приходится. Сохранить статус Великой державы, быть достойной этого статуса, добиться, чтобы он был не дутый, а всамделишный – это то, что доступно и действительно необходимо россиянам.
Необходимо, чтобы сохранять чувство собственного достоинства, честь, гордость, чтобы русские действительно стали русскими. Это, к сожалению, единственный путь. Можно к этому добавить, что для тех же целей России хорошо бы стать великой технологической державой, но возможность этого кажется сомнительным.
- Вот если позволите, то о внешней политике и спрошу. Хотим мы этого или не хотим, но…Помните как перестало существовать государство Югославия? В рамках этого вопроса мы не будем давать оценку, каким было это государство. Позиция Россия в то время, и все последующие шаги на мировой арене…Конечно это моё мнение. Хорошая мина, при плохой игре. Полная сдача всех позиций. На Ваш взгляд, это от слабости государства? То есть мы всё понимаем, но сделать ничего нельзя, или же это пятая колона в действии…
Не то, что пятая колонна. Не было моральных сил. Было состояние смуты. Все разваливалось, чеченская война была проиграна. Не было веры в свои силы. Дело не в слабости государства. При Путине государство в миг сильнее не стало. И силы были, и сделать было можно. Дело в психологии. Пришел президент с иной психологией, поведение России резко изменилось. Появился сильный лидер – стало проходить состояние смуты. Русские стали больше походить на самих себя. А ведь во времена войны в Сербии казалось, что это состояние России – навсегда. Но Россия возродилась как птица Феникс.
Раз уж заговорили о руководителях. Понятно, что всё это условно, но у меня своя градация. К примеру, У.Черчиль и тот же Л.Брежнев, это государственные деятели. Причём можно по-разному относиться к ним. А тот же Н.Саркози, в моём понимании, это даже не политик, а обычный менеджер, пусть даже и близок к политику. На Ваш взгляд, есть ли в современном мире руководители, которых можно назвать государственными деятелями?
Думаю, что нет. В Европе таких быть и не должно. Они по своей функции там все менеджеры в рамках Евросоюза. На что-то такое претендовал и Буш, и Обама, но Буш сделал слишком много ошибок, а перед Обамой нет задач, решение которых возводит в ранг государственного деятеля. Он исправляет ошибки Буша, а это нужно, но не слишком почетно.
Владимир Путин в принципе сделал для России очень много, вернув ей уверенность в себе. Посмотрим, удастся ли ему на новом сроке переломить ситуацию в стране, чтобы закрепить свой успех – избавить страну от тех пороков, за которые ее в основном критикуют, в первую очереди от коррупции и некомпетентности и вернуть законность.
- Кстати о Евросоюзе. У меня это образование, скажем так, с самого начала вызывало большие подозрения. Это только на первый взгляд большая коммуналка, а если приглядеться, то есть ведущие и ведомые страны…Представьте к примеру десять семей, и вдруг кому то очень умному пришла мысль в голову. А давайте сообща будем строить планы…Но ведь что люди, что страны, столько различий. А вот почему нельзя двигаться к светлому будущему по отдельности, но примерно в одном направлении?
Европейским странам надо противостоять влиянию Америки, которая может их просто поглотить. Поэтому им необходим союз, в том числе и для того, чтобы нейтрализовывать страны, мечтающие быть американскими вассалами. Я бы даже приветствовала Соединенные Штаты Европы, но этот проект не прошел. Это не значит, что я плохо отношусь к Америке, но России выгодна самостоятельная Европа, с которой можно было бы заключить более тесные отношения.
Да, Евросоюз стал бы империей с центром и периферией, но я не отношусь к империям плохо. Пусть малые страны имеют культурную автономию, и этого достаточно. Я считаю имперские образования более прогрессивными, нации-государства отживают свой век. Идея, что каждому народу необходима политическая самостоятельность кажется мне абсурдной. Но я везде и всегда за культурную самостоятельность.
Я бы пожалуй согласился с тем, что достаточно культурной самостоятельности, если бы не одно но…Без политической, экономической и других ,,самостоятельностей,, культурная самостоятельность оказывается незащищенной. Есть ли рычаги или механизмы, которые бы обеспечивали такую защиту?
Нет. Таких механизмов не. И в случае формальной политической свободы их тоже нет. Они есть только у нескольких сильных государств – держав. В империи же ситуации складываются по-разному. Причем по-разному для разных народов одной и той же империи, поскольку империя это гетерогенное пространство.
В некоторых случаях народам самим удавалась отстоять свою культурную автономию (в Российской империи – финнам и армянам), другим она даровалась из политических соображений, а порой и по личной симпатии каких-либо высокопоставленных чиновников.
Империи обычно навязывали ассимиляцию имперскому ядру, а не периферии. По крайней мере так было во всех классических империях, включая Российскою, но не в Советском Союзе, который обладал сильнейшим ассимиляционным потенциалом, но одновременно способствовал возрождению и даже формированию многих периферийных культур.
- Вот теперь думаю, можно поговорить и об Армении. Прекрасная страна с прекрасной столицей. Ереван. Вы ведь полюбили этот город, как вы говорите,всей душой, до фанатизма. Свой первый приезд помните? Чем же покорил Ереван?
Когда я приехала, первый раз на центральном проспекте стояли танки. Шли пикеты, несанкционированные митинги. Было не до красот. И хотя Ереван действительно потрясающе красивый город, полюбила я его больше не за архитектуру, а за людей, за атмосферу. Это объяснить трудно. Шла война. Когда переживаешь войну день за днем вместе с другими (а я тогда подолгу жила в Ереване), то пропитываешься особым духом, боли, сострадания, энтузиазма, гордости за победы. Была блокада: голод, холод, отсутствие света. А потом моральное опустошение.
Тогда я задумала книгу, которая должна была вернуть людям воспоминание о былой радости Еревана, его духе. Создать как бы идеологию возрождения Еревана. Я стала собирать материал, встретилась, в частности, с физиком Арменом Давтяном, который знал множество историй о формировании Еревана (веди современный Ереван совсем молодой город). Он неожиданно для себя самого оказался еще и прекрасным писателем. Мы в соавторстве написали книгу, которая, простите за нескромность, оказалась действительно замечательной.
И хотя по ряду причин она еще не опубликована, ее по моему и Армена сайтам знает чуть не весь Ереван. Она, по-моему, уже играет предназначенную ей роль. Люди хотят действовать, воссоздавать дух города. Сейчас есть большие шансы, книгу наконец издать. Но это уже вряд ли что добавит. Это о практической стороне моей любви к Еревану. Тут уже добавлять нечего.
- Скажите, есть ли рецепт решения межнациональных конфликтов? Какова роль империи в возникновении таких конфликтов?
Рецепта решения межнациональных конфликтов нет и быть не может. Побеждает тот, за кем большая сила. Или они «замораживаются», наступает более-менее шаткое перемирие. Империя не разрешает межнациональных конфликтов, она их не допускает, любым способом гасит в зародыше. Не зря говорят «Империя – это мир».
- Тогда, если позволите, спрошу вот о чём. На Ваш взгляд конечно, что предпочтительнее, если это слово уместно, помощь в решении вопроса по Карабаху, со стороны, или же оставить решение вопроса на Армению, Азербайджан и Карабах? Есть ведь ещё вариант, как оставить всё, как есть.
Оставить все как есть. Еще лучше Карабаху официально объединиться с Арменией. Я сторонница этого подхода. Помочь разрешить конфликт никто не может, позиции сторон однозначны. Попытки помочь могут только спровоцировать войну. Между собой проблема решается только военным путем. Это знают все и на всякий случай готовятся к войне. Но, надеюсь, войны не будет. Армении она просто не нужна, она уже имеет то, что хочет, Азербайджан может проиграть еще больше, потерять еще некое количество земель. Он это осознает и войну не начнет.
- Есть ли силы в Азербайджане, которые считают иначе? Ведь официальный Баку не отказался от Карабаха. На чём основывается Ваша уверенность, что войны не будет?
Что происходит в Азербайджане, я знать не могу. А я исхожу из собственного анализа ситуации и общего аргументированного мнения карабахцев. Показателен факт: карабахцы продолжают осваивать «освобожденные территории», то есть заселять и обрабатывать новоприобретенные земли в полной уверенности, что они останутся за ними.
А Азербайджан много поставил на карту в своих нефтяных проектах, чтобы рисковать стабильностью в регионе. Да и боится новых потерь. Так что если посредники не будут провоцировать, сама по себе война не начнется. Нужно, чтобы регион покинули все международные организации, которые только мутят воду.
Скажите, если посмотреть на общую ситуацию в мире. Америка, Китай, Россия…Что сейчас происходит? Американцы пошли в ва-банк? Китай стоит в стороне и смотрит, что из этого получится? Россия пытается сказать своё слово?
Ну, примерно так… Честно сказать, я не вполне понимаю, что заставляет американцев проявлять такую активность, разрушая многие табу. Если только не желание отвлечь внимание от неудач в Ираке и Афганистане, да трудного положения, в которое поставила себя Америка в отношении Ирана, с которым воевать страшновато. Но и в Ливии появятся новые проблемы в связи с восстановлением, разрешение которых американцы повесят на Европу. Впереди еще Сирия.
А Россия? Сейчас она ничего сделать не может. Ливия ей по большому счету безразлична, а вот за Сирию она будет бороться. Надеюсь, что успешно. Как ни жаль, перезагрузки не получилось. Америка будет создавать свою ПРО, Россия вооружаться. Между тем в перспективе дружить с Америкой необходимо, эта попытка не удалась, надо делать следующую, иначе покоя в мире никогда не будет. Поэтому уступку Америке по Ливии я считаю вполне допустимой.
Но Россия обязательно должна играть свою внешнеполитическую роль. Не просто вести самостоятельную внешнюю политику, а именно выполнять играть свою роль, выполнять свою миссию, если хотите. И определение этой роли (или миссии) – это сейчас первостепенная задача.
- Об этом и спрашивал. Ведь смотрите, что получается. Если дружить с Америкой, то по большому счёту понятно, что эта дружба направлена на ослабление Китая. А что потом? Дружить с Китаем, такая же картина, значит помогать Китаю, ослабить Америку, и такой же вопрос, а что потом? Балансировать на грани фола, но…На Ваш взгляд, как было бы лучше хотя бы начать выстраивать внешнюю политику?
С Китаем против Америки не надо. Нам американская цивилизация ближе. Если будут доминировать американцы, нам будет комфортнее, чем если будут доминировать китайцы.
Внешняя политика уже выстраивается неплохо, просто нужно осознание своей миссии, с содержанием миссии надо определиться. А свою роль как защитницы международного права Россия играет хорошо, сколь это возможно.
- Скажите, парад арабских революций…Это продвижение к границам России? И какова в этом процессе роль Америки? На Ваш взгляд кто следующий вслед за Ливией?
Нет, это не продвижение к границам России. Где Ливия, а где Россия? Ирак и Афганистан ближе. До и что толку продвигаться к нашим границам. Сейчас другие войны. Это предположение из области геополитического бреда.
Роль Америки в событиях в Северной Африки самая прямая. Но ответить, зачем ей это было надо, я не берусь. Разве что символические действия по разрушению табу. Теперь очень многое стало возможным и допустимым. И это поддерживается Европой. А кто следующий? Думаю, пока никто. Сирия? Сейчас Америка не пойдет против твердо заявленной позиции России. Да и особого смысла ей это делать нет. Табу-то уже разрушены. Пока – передышка.
- Мне очень интересен Китай, поэтому не могу обойти вниманием эту интересную страну. На Ваш взгляд, Китай будет продолжать ,,мирную,, экспансию, или всё таки может дойти до открытого противостояния с Америкой или с Россией? Намерено не указываю причины, их столько, что перечисление может занять не одну страницу…
Может дойти до открытого противостояния, но нескоро. Китай предпочитает действовать исподтишка. Но много я про Китай не скажу, я им не сильно интересовалось. Считаю только, что при его доминировании нам жизнь медом не покажется: это совершенно другая культура, другой менталитет.
- На протяжении всей беседы, не покидала одна мысль. Вот всё мы о глобальном, а человек, личность остаётся как бы за кадром…Исправляюсь. Как Вы всё успеваете, как проходит обычный день? Если есть время для отдыха, то какой отдых предпочитаете?
Работаю я в основном дома. Поэтому режима у меня нет. Могу лечь в 9 вечера, могу в 3 ночи, могу встать в 6 утра, могу в 2 часа дня. Потом часа 3-4 уходит на раскачку: чтение молитв (я православная), приготовление завтрака, очень долгое питье чая, за которым я просматриваю новости в компьютере и пишу письма. Потом 6-7 часов безотрывной работы. Больше я не выдерживаю. Но я работаю очень быстро, поэтому успеваю много. Потом ужин и отдых.
Он у меня специфический. Я модератор на одном из сайтов в Фейсбуке. Сайт называется «Ереванская цивилизация». Сайт закрытый и занимается программой возрождения Еревана, прежде всего пока с концептуальной точки зрения. Тут все зависит от активности членов, которых мне надо разговорить, привлечь к совместной работе. Если это удается, то сижу допоздна, если нет (день на день не приходится) – ухожу рано. Если совсем делать нечего или ни для чего нет сил, читаю детективы, в основном дамские, где думать не надо. Потом молюсь на ночь и ложусь спать. Вот весь мой день.
- Вопрос, ставший уже традиционным. Представьте, что в одно прекрасное утро Вы просыпаетесь, и… Есть возможность тратить денежные средства без ограничений. Вы их тратите, а они не заканчиваются. На что будете их тратить?
Для себя я куплю хорошую квартиру и хорошую машину, тоже для дочери. Буду содержать маму, ей давно пора на пенсию. Куплю трехкомнатную квартиру в Ереване, потому что собираюсь замуж и нам нужна нормальная жилплощадь. Для себя – это все.
С работой все оставлю по-прежнему, разве что еще открыла бы учебно-научный центр по этнопсихологии в Ереване. Если денег бессчетное множество, то буду тратить их на детские дома и т.п. благотворительность. А если бы их было просто много, но ограничено, я бы вложила их в возрождение Еревана, причем не в строительство в первую очередь, а воссоздание атмосферы периода расцвета Еревана, а это целый комплекс мер по снижению уровня депрессивности народа, от создания высокооплачиваемых рабочих мест (для всех, кто хочет работать), инфраструктуры, остановила бы таким образом миграцию, и вплоть до научных разработок по проблемам традиции и т.п. Если бы денег было бесконечно много, я все равно очень бы много вложила в ереванские проекты.
- Беседа подходит к своему завершению. О многом хотелось бы спросить и поговорить, но…Прежде чем завершать наш интересный разговор, небольшой блиц.
Вы счастливы? Что необходимо человеку для счастья?
- Абсолютно. Церковь, жизненная цель, идеалы, любовь, семья, работа, друзья
- Ваше любимое музыкальное произведение?
- Плохо разбираюсь в музыке
- О чём Вы сожалеете?
- Ни о чем
Что бы Вы хотели изменить в себе?
- Избавиться от грехов
- Красота действительно спасёт Мир?
- Нет. Его уже спас Христос
Знаю, что повторяюсь, но…Мне действительно каждый раз грустно. Грустно от того, что беседа завершается. Прежде всего, хочу поблагодарить Вас за интересные ответы. Спасибо. Желаю Вам Здоровья и Счастья! Любви и Радости! Успехов и Благополучия! Пусть всё у Вас будет хорошо. Мир Вашему Дому! И опять же, по уже сложившейся традиции прошу гостя вот о чём. Скажите Тост или Здравицу!
- За Вас, Сандро! Все то, что Вы пожелали мне и я желаю Вам! Будьте здоровы и счастливы!
Закончилась беседа. Сказать могу одно. Наша гостья очень добрый и искрений человек, и этим всё сказано…Как обычно немного фотографий её любимого города Ереван. Ну и конечно же Подарок. Без него нельзя.
Большая часть фотографий взята здесь
Открою небольшой секрет. Обычно по окончании беседы, я прошу гостя прислать немного фотографий, которые выкладываю вместе с теми, которые подбираю сам. Когда материал был готов, получил от Светланы несколько фотографий…