Предисловие

Body: 

СБОРНИК СТАТЕЙ И ДОКЛАДОВ
Опыт разработки ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ
к.ист.н., доктор культурологии С.В. Лурье (Смирнова) (1961 – 2021)

ПРЕДИСЛОВИЕ

Обстоятельства жизненного пути культуролога Светланы Владимировны Лурье (Смирновой) сложились так, что земная жизнь ее прервалась в роковой ковидный 2021-й год – на самом плодотворном и наиважнейшем для нее творческом подъеме. Она, правда, успела по теме намечаемой Главной своей книги, как она сама ее характеризовала, написать ряд статей, несколько из которых опубликованы были уже после кончины автора. И опубликованы, увы, с немалыми упущениями не только формально-корректурного свойства, но и с крупными, увы, содержательными. Публикация этого Сборника преследует, как минимум, две цели. Во-первых, сохранить для истории культурологии в целостном виде то, что успела подготовить и опубликовать как ученый-культуролог Светлана Лурье (Смирнова). И во-вторых, опубликовав, поставить во главу угла те исследовательско-простветительские задачи, которые обозначила православный культуролог в Послесловии к одной из фундаментальных своих последних статей, ставшим Завещанием всему академическому и богословскому сообществу.

Предлагаемая версия Сборника имеет несколько измененную последовательность расположения материалов в ней, и начинается он с Послесловия-Завещания автора с целью с самого начала показать фундаментальность и значимость для всей современной науки постановки такой вот исследовательской задачи, до основания меняющей не только подход к культурологии, относительно молодой научной дисциплины, но и всего мировоззрения. Для более полного представления о данном сборнике, да и с целью обострить и сразу направить внимание читателя на дерзновенную новизну, приведу аннотацию к одной из фундаментальных статей сборника (собственно, почти все они таковыми и являются!), а именно – «Опыт переформатирования дисциплины: культурология на основании православной антропологии» (она в данном Сборнике первая, сразу после «Послесловия-Завещания»):

«В основании науки, какой бы внеидеологической, позитивистской она сама себя ни провозглашала, всегда лежит философия, и от нее зависит структура, понятийный аппарат, методология исследования, думает об этом ученый или нет. Тут дело прежде всего в общенаучной парадигме. Так сложилось, что основные аксиомы, как теоретические, так и методологические, у современной науки материалистические. Казус в том, что даже когда ученый хочет отказаться от этих сомнительных аксиом, мыслить он продолжает в их ключе, ведь на них основан и сам язык науки, сама парадигма научного мышления, и без них мы вместо науки имеем набор оценочных высказываний. Отказаться же от материалистического языка науки – это отдельный труд. Такие парадигмы, как “тварность мира”, наличие в человеке “бессмертного начала” и др. подобные, так же рационально не доказуемы, как и филогенез, например, но как методологические основания науки они работают, как минимум, ничуть не хуже. Наука не станет менее научной, если она будет выстроена на других основаниях, если при этом соблюдается научная методология, некий специфический познавательный модус науки. Но при этом сам язык науки должен быть обновлен. Вот так мы попытаемся пересказать культурологию.

Статья представляет собой фрагмент большого проекта, предпринятого по инициативе автора с целью переформатирования культурологии на основании православной святоотеческой антропологии».

Дерзновенность замысла и трезвая оценка его парадигматического значения хорошо прочитывается в Послесловии к этой статье, и я его помещаю сразу после этого Предисловия. Здесь же повторю завершение Послесловия, ставшего Завещанием автора:

« … конечно, предполагается углубленный анализ творений Отцов Церкви и современных богословов по православной антропологии, аскетике и христологии (поскольку без христологии невозможно понять антропологию). Работа эта начата, но впереди еще рассмотрение огромного объема источников, поскольку главное в моем проекте – согласование культурологической теории со святоотеческой антропологией, в том числе, и практической антропологией – аскетикой – в контексте догматического учения Православной Церкви. Задачей тут является понимание того, какие выводы для теории культуры из святоотеческой антропологии и православной аскетики могут быть сделаны, то есть своеобразная попытка “реконструкции” православной культурологии.

Последнее, конечно, самая важная часть проекта, но вряд ли может быть выполнена моими силами. Однако полагаю, что важна сама постановка вопроса о необходимости богословского подхода к проблеме культуры. Я решаю, в первую очередь, проблемы культурологические, а не богословские. То, что я хочу сделать, я вижу, как свой долг православного человека и культуролога, который стремится применить свою веру и в своей науке» [выделено мной – О.Г.].

Вот так, ни много и ни мало! Я уже встречался с оппозицией к этому замыслу, как то: это не научно, культурология вообще не наука, богословие не наука и пр. пр.

Добавлю, что я сам убежден в исключительной полезности и более чем ко времени такого православно обогащенного подхода к наукам о человеке не только как существа социального, но и живущего в культуре как в необходимой и неизбежной своей среде обитания на грешной земле во имя и ради спасения души!

В приложении к сборнику помещаются еще несколько текстов и проектов, относящихся с той или иной стороны к человеку. Несмотря на соблюдение и академической строгости в оформлении статей, и неизбежную научную глубину анализа разных сторон проблемы феномена человека на земле, стилистика автора сохраняется вполне доступной для чтения и понимания не только учеными и богословами.

Все тексты Светланы Лурье, как всегда и всюду, повторю, написаны доступным для широкого вдумчивого читателя языком. (С.В. Лурье имеет работы по истории, этнологии, геополитике и множество статей на злобу дня на протяжении всей ее профессиональной и творческой жизни, немало из которых помещены на ее сайте – www.svlourie.ru .)

Уже работая над новой редакцией Сборника, я решил параллельно написать и «Краткое изложение» его, которое будет размещен в самом конце Сборника, после Приложения. Это я делаю для очень занятых и «ленивых» читателей. К сожалению, и серьезные книгочеи, даже ученые, не всегда читают объемные тексты, по разным причинам и соображениям. Тешу себя тем, что, прочитав краткое содержание того или иного опуса, возникнет неотразимое желание и потребность – почему нет? – прочитать внимательно и всю статью.

Уже при завершении составления Сборника была мной обнаружена одна из последних, видимо, заметок на сайте Светланы Лурье. Ознакомившись с ней, я посчитал необходиммым непременно и ее включить в Сборник. Она озаглавлена весьма симптоматично – «Культура в «мире, который во зле лежит», или к вопросу о новой грядущей цивилизации» – и завершает настоящее издание.

О.Ф. Гаспарян

_________________________________________________________________________________

Светлана Владимировна ЛУРЬЕ (Смирнова) отошла ко Господу 25 августа 2021 г. Этот Сборник статей для публикации подготовил ее супруг ГАСПАРЯН Олег Фрунзевич. По всем вопросам можно обращаться к нему по тел. +7-905-280-12-45, а также по Е-mail yezel0@gmail.com .
Есть сайт С.В. Лурье, к.ист.н., доктора культурологии, постоянно обновляющийся и содержащий почти все ее труды (книги, статьи, доклады, интервью и пр.) – www.svlourie.ru .
Есть и страница в Википедии, также постоянно обновляющаяся –
https://ru.wikipedia.org/wiki/Лурье,_Светлана_Владимировна .
_________________________________________________________________________________