Структура курса
Меня зовут Светлана Лурье. Я представлю вам, дорогие слушатели, лекции по учебнику «Историческая этнология». Я – автор этого учебника. Впервые «Историческая этнология» была издана в 1997 году, затем переиздавалась в 2003 и 2005 годах в исправленном и дополненном виде. Лекции будут посвящены изложенной в учебнике моей этнологической теории с некоторыми обновлениями, поскольку теория постоянно развивается. В лекциях будут освещены различные аспекты функционирования этнической культуры. Многие из них необъяснимы с позиций известных социальных наук и требуют своего рассмотрения с точки зрения комплекса наук о культуре, прежде всего, исторической этнологии, как науки, объясняющей функционирование народов как социальных систем в истории (что необходимо для правильного истолкования исторических фактов), а также этнокультурологии, как науки об этнической культуре, а именно: об этнической картине мира и связанными с ней специфическими для этнической системы моделями действий и взаимодействий. Все эти науки тесно взаимосвязаны.
В трех первых вступительных лекциях мы покажем, что это за специфические этнологические закономерности, которыми занимается историческая этнология, какой метод ей для этого необходим и как можно определить, что специфично для того или иного этноса, а что является общим для многих обществ.
Далее мы рассмотрим, как ученые подходили к проблемам этнических различий представителей различных этнических культур, причем различий не только специфически культурных, но и психологических. Тут для нас будет важен вопрос о соотношении культурного и психологического, поскольку в нашем курсе лекций мы будем в основном рассматривать проявления этнической культуры в психологии ее носителей. С этой целью мы рассмотрим возникновение и становление психологической антропологии, пережитый ею системный кризис, вызванный тем, что культуру (точнее, то, что американские антропологи понимали под культурой) оказалось невозможным рассматривать в единстве с психологией. Рассмотрим некоторые важные с точки зрения наших задач смежные с психологической антропологией науки и обратимся к тем подходам, которые были предложены психологическими антропологами для выхода из кризиса науки о взаимосвязи культурного и психологического.
Затем мы покажем, что культуру и психологию невозможно разделить друг от друга, и предложим собственную концепцию культуры, как с философской точки зрения, так и с позиций интегративного подхода к культуре. И только после этого приступим к изложению основ собственно этнической культуры, рассмотрев с теоретической точки зрения такие важные темы, как этническая картина мира, ее константные и переменные составляющие, порожденные ею модели человеческого взаимодействия, культурные сценарии, специфические этнокультурные функциональные конфликты, которые служат основанием и стержнем функционирования этноса. Обратимся также к идеальному плану жизни этноса, интерпретации им различных культурных и ценностных доминат как необходимому условию его жизни. Рассмотрим роль личностей в этнической истории, как они способны поддерживать стабильность и доброкачественность этнической системы и способствовать изменению этнического сознания. В связи с этим рассмотрим механизмы трансформации этноса и феномен спонтанного самоструктурирования этноса. Затем обратимся к тому, как формируется традиция: традиционное сознание и традиционный социум. Рассмотрим ряд более конкретных проявлений этнической культуры в социальной сфере. И завершим тем, что коснемся темы этнических дисфункций.
Моей задачей было показать этнос как чрезвычайно сложный организм, который нельзя сводить к простым функциям, но обязательно учитывать многие факторы, определяющие его жизнь. И чего я прежде всего стараюсь, так это избегать упрощений.