Этнозащита без оружия

Body: 

"Спецназ России". 2001. № 7.

Россия начинает напоминать монстра из американских ужастиков - победоносно уничтоженный хорошими парнями в предыдущей серии, он возвращается вновь, едва ли не более сильный и опасный. Еще недавно русский монстр красиво пожрал себя на глазах у восхищенного и аплодирующего мира - русские взорвали Берлинскую Стену и были погребены под ее обломками. Но под развалинами начинается шевеление, кто-то из-под них начал вылезать. Еще не видно кто, но зрителю уже понятно - это снова русские. Мы, почему-то еще живы, слухи о нашей смерти оказались сильно преувеличены. Смертоносное психологическое оружие, которое должно было бескровно для Запада привести к нашему уничтожению, дало осечку. Сработали защитные механизмы "загадочной русской души", в которой так долго пытались разобраться поэты, политики и ученые. Оказалось, что им умом Россию не понять, зато вот она отлично поняла их...

ВОИНСТВЕННАЯ КОЛЫБЕЛЬНАЯ

Народ - это, прежде всего, реальность психологическая, это комплекс тех представлений и бессознательных установок, навыков и психологических приемов, которыми обладает каждый представитель народа в отдельности. Человек, не принадлежащий к национальной культуре, эдакий маугли (да и то, киплинговский Маугли был воспитан в "культуре" волков) попросту беззащитен перед миром, он его не понимает, он не знает как в нем сориентироваться, что в нем надо делать, куда идти. Наша культура прежде всего выполняет функции защиты такого слабого и в "голом" виде не приспособленного к жизни существа, как человек.

Однако в самой культуре, есть специальные области, которые отвечают за самозащиту народа. Когда человек, народ, государство, находятся в критической ситуации, защитные механизмы, скрытые где-то в самых глубинах психики, начинают работать на полную мощность и... ситуация рассасывается. "Прорвались", вздыхает человек, не очень понимая сам, как это ему удалось.

Вот Лермонтов написал "Казачью колыбельную". Ни он, ни поющая ее казачка, ни подхватившие ее мамы и бабушки по всей Руси, не задумывались над тем, какой мощный заряд передается через бесхитростные слова.

По камням струится Терек,
Плещет мутный вал.
- Создается ощущение общей тревожности.
Злой чечен ползет на берег,
Точит свой кинжал.
- Источник опасности определяется и локализуется.
Но отец твой - храбрый воин,
Закален в бою.
-Указывается средство защиты от опасности, действие необходимое для ее предотвращения.
Спи, малютка, будь спокоен,
Баюшки-баю.
-Опасность снимается, преодолевается.
Сам узнаешь, будет время,
Бранное житье.
Смело вденешь ногу в стремя,
И возьмешь ружье.

Алгоритм преодоления опасности передается от поколения к поколению, закрепляется на будущее. Может ли не победить чеченцев народ, у которого есть такая песня? Когда Ельцин принимал решение начать Первую Чеченскую и среди военных царили шапкозакидательские настроения, то не строчка ли из колыбельной про злого чечена вертелась в умах наших правителей? Наверняка она. С менее психологически отработанным народом скорее всего воевать бы и не решились - кто их знает. А про чеченцев помнили: били и будем бить.

Авантюрный поход на Грозный оказал на Россию спасительное воздействие, несмотря на Хасавьюрт. Источник опасности локализовался, вместо невнятного страха появилась прицельная, заостренная злость, появилось ощущение, что с распадом России есть что делать - можно хотя бы начать воевать, а тем из народов, которые не прочь были "распасться", было показано, что им придется покупать это ценой такой же, какую заплатили чеченцы в 1995-м. Цена немаленькая и распадаться никто не решился. Так сработал защитный механизм, винтик в который невзначай вкрутил великий поэт.

СПАСИБО СОРОСУ, ИЛИ ОПОРА НА ВРАЖЕСКИЕ СИЛЫ

Замечательный английский сказочник Клайв Стейплз Льюис описывает великолепный эпизод в поединке между юным Верховным королем Нарнии Питером, имератором Одиноких островов, и узурпатором королевского трона коварным и опытным Миразом.

"В этот момент Мираз нанес наконец удар по шлему Питера. Питер зашатался, поскользнулся и упал на одно колено... Подстрекать узурпатора не было нужды. Эдмунд прикусил губу так, что выступила кровь, когда над Питером сверкнул меч. Казалось, удар должен срубить ему голову.
- О, Боже! - закричал Эдмунд, - он снова поднимается. Питер, давай Питер.
- Я не вижу, что происходит, - заволновался доктор. - Как он это сделал?
- Перехватил руку Мираза, как только она опустилась. Вот это человек! Использовать руку врага как рычаг!"

Кто в курсе дел, тот знает, что в последнее десятилетие, русские ученые (особенно гуманитарии) и издатели, опершись о руку господина Сороса, как о рычаг, подняли и ухитрились сильно развить как целый ряд областей науки, так и издательское дело. По расчету наших врагов получалось, что грантополучатели Сороса или других зарубежных фондов непременно будут стараться выполнять свою работу в духе, желательном для их спонсоров и превращаться постепенно в пятую колонну в России. На Соросовские, Макартуровские, Фордовские, Карнеговские деньги пошла добросовестная научная работа, отличавшаяся от обычной только тем, что исследователи не были стеснены в средствах. Гранты вскоре стали распределять в Москве, полностью игнорируя идеологические требования.

С любимым же Соросом Открытым Обществом в России произошла натуральная чехарда. Русские истолковали это понятие буквально, а именно как возможность печатать любую литературу. То есть самую разную, а не только являющуюся идеологически приемлемой для Запада. Читать - так уж все, открытость - так уж полная. От либеральных изданий до крайне консервативной. В итоге, к моменту, когда Джорж Сорос начал сворачивать в России свою деятельность, оказалось, что издано великое множество самых разнообразных книг, что, во-первых, развернуло перед российской читающей публикой новые горизонты, а, во-вторых, поставило на ноги ряд серьезных издательств; помогло значительной части российских ученых пережить самый трудный период и успеть адаптироваться к новым условиям. Либералов среди них, равно и патриотов - сколько было, столько и осталось. Обреченная утопнуть в либеральном болоте или задохнуться от безденежья, Российская наука поднялась, использую руку врага как рычаг.

КАК ВАЖНО БЫТЬ НЕСЧАСТНЫМ, ИЛИ О ПОЛЬЗЕ РУСОФОБИИ

Спору нет, иногда русские создают у других крайне неприглядный "образ себя". Мы выглядим одновременно и этакими "валенками", лентяями и кровожадными дикарями, изредка дающими миру гениев, но в своей массе тупыми разгильдяями. Это клюква развесистая. Когда дело – швах, у нас с самооценкой все становится нормально, а вот наши враги напарываются на неприятности. Немцы перед войной старались постичь "русский характер" по "Обломову", невротикам у Достоевского, интеллигентам Чехова. Чем это для них закончилось - напоминать не надо. Примерно тем же самым наша световая маскировка закончится и для прочих наших врагов.
Что самое забавное, эту "клюкву" не только охотно кушают, но и усердно взращивают наши внутренние враги. Наших русофобов не то что пальцем трогать нельзя - холить и лелеять надо, пылинки с них стряхивать, обеспечивать лучшими условиями и почаще вывозить в мир, целым зверинцем, чтобы пользу стране приносили.

Будь моя воля, то к ведущим русофобам России приходили бы специальные люди и говорили:
- Вы профессор такой-то? Вы написали замечательную книгу о том, что у русских никогда не было государственности, а их православие - не христианство, а дичайшее язычество? Очень важная, нужная и своевременная книга. Однако в России вас недостаточно понимают - вот на Западе вас оценят. Вот вам приглашение в крупный американский университет, вот сто тысяч подъемных, вот билеты - преподавайте. Будут проблемы - обращайтесь. Напишите что-нибудь новенькое, там на тему латентной некрофилии русских или хлыстах и скопцах как двух центральных архетипах русской психологии, обязательно обращайтесь, посодействуем с изданием и переводами на все иностранные языки включая суахили. Правду ведь говорить легко и приятно. Не так ли?

И НТВ закрывать было нельзя. Надо было просто создать две редакции - русскую и английскую, а потом закрыть только русскую. Да и ту не закрывать, а просто ограничить территорию вещания Государством Израиль.

Между прочим столь долго удерживать образ несчастных горемык, заставивший сломать шею и Наполеону, и Гитлеру, и, Бог даст, нашим новым противникам, дело, кажется, никакого труда нам не стоящее, а ведь очень непростое. Известный русский публицист Иван Солоневич поражался тому, как народ, освоивший такое беспредельное пространство и создавший такую мощную империю , ухитряются считать ленивым и слабым. Но только немногие из иностранцев замечали лукавую хитринку, собранность и умение мгновенно просчитывать любую ситуацию в свою пользу в глазах русского мужика, и лишь немногие западные исследователи обнаруживали, что русский народ обладает поразительной выносливостью, способностью к очень длительному перенапряжению сил.

ТЫСЯЧА ЛЕТ НА КРАЮ ПРОПАСТИ

Каков тот мир, в котором живет русский сам по себе, когда не "косит под дурачка" перед глупо-высокомерным европейцем?. Он однозначно психологически дружественен русским. "Кривая вывезет" - вот непоколебимая вера русских, вера, которая заставляет снова и снова подтверждать это правило. Когда немцы стояли под Москвой, русские безрассудно верили, что будут стоять под Берлином. Как сейчас музыка гимна Александрова заставляет верить, что "Союз нерушимый республик свободных сплотила навеки великая Русь", а то что происходит сейчас - недоразумение какое-то. Но ничего, "кривая вывезет". Кто-то еще в Думе начала века сказал: "Ну и что, что Россия стоит на краю пропасти. Она уже много веков там стоит."

Игорь Иртеньев, желая поиздеваться над русскими сочинил такие строчки:

"Чу! Взорвалась АЭС недалече,
Не беда, проживем без АЭС"

Иронический поэт фактически невольно выразил сознание русского человека, но не в том, что составляет его слабость, а что составляет его силу. Безрассудную самоуверенность, веру в свои силы, в "доброжелательность вселенной", в то, что переживем, выживем, надо будет, еще построим, а экологические катаклизмы нам по боку. Эта искренняя бравада - и есть способ выжить, перенести нечеловеческие перегрузки, посмеяться над собой, не поддаться панике, прихвастнуть, все нам ни по чем. Это психологическая защита - а внутри: холодный трезвый расчет, быстро соображающий ум, уверенность в том, что зло можно, должно и, в целом, не сложно минимизировать - еще одна составляющая русской картины мира.

О ПОЛЬЗЕ ТУГОГО ПЕЛЕНАНИЯ

Американсие антропологи середины ХХ века Дж. Горер, так же как и антропологическая звезда Маргарет Мид (работавшие, кстати, на военное ведомство), полагали, что русские не переносят свободу и комфортно чувствуют себя при тоталитарном режиме, поскольку в практике ухода за детьми у русских принято тугое пеленание на ночь. Несмотря на многочисленные современные рассуждения я, как мать, нахожу, что тугое пеленание полезно, поскольку как рефлекс вырабатывает у младенца чувство дисциплины. Оно дает также навык свободы, поскольку позволяет ребенку делать то, что он хочет, а именно - спать. Слабое пеленание дает иллюзию свободы, мешает при этом ребенку делать то, что он действительно в данный момент хочет - ручками он постоянно будит сам себя и спит неспокойно, урывками. Равно, как не приемлю памперсы, поскольку они мешают вовремя выработать у ребенка гигиенические навыки, в частности привычку делать свои дела не где попало, а на горшке. И это вовсе не представляется мне проявлением склонности к тоталитаризму. Вырабатывается способность к внутренней самодисциплине и отсутствие страха перед препятствиями, понимание, что туго спеленутые ручки - это, конечно, временное насилие, но оно не вечно, за ним с первыми лучами солнца следует освобождение. Как антрополог, я не очень верю гипотезе о влияние детского туалета, на национальный характер, но как знать, может быть постоянное переживание освобождения и разумного насилия, разумной зависимости от высшего существа (матери в нашем случае с младенцем) формируют наш русский спасительный оптимизм. А американцы пусть себе думают, что для нас это источник комплекса раба. Пусть дальше слушают Мид и Горера - и вновь потеряют свою победу. Пока не научатся смотреть своими собственными глазами и видеть то, что у нас есть, а не то, что они про нас придумали или позаимствовали у других недоброжелателей. Но вряд ли им это удастся, поскольку наши внутренние враги делают все от них зависящее, чтобы холить и лелеять свою любимую "развесистую клюкву".

Светлана Лурье